Луккенвальде - Шталаг 3А. Мемориальное кладбище



- Главная
- История города
- Stalag IIIA
- Мемориальное кладбище
  узников Шталаг 3А
- Боевые действия Советской Армии в районе Луккенвальде в конце апреля-начале мая 1945 г.
- Захоронения советских воинов
- Достопримечательности города
- Фотогалерея
- Статьи

- Документы
 
 

Главная

Обращение уполномоченного федерального правительства Германии по делам России д-ра Андреаса Шокенхофа во время возложения венка на памятном мероприятии в Лукенвальде по поводу 65-ой годовщины окончания войны 9.5.2010 г.

Глубокоуважаемая госпожа бургомистр Герцог,
глубокоуважаемая госпожа госсекретарь Рейхе,
глубокоуважаемый коллега Курт от фракции ЛДП,
глубокоуважаемый господин д-р Данкерт от фракции СПД бундестага,
Ваше превосходительства,
дорогие коллеги,
глубокоуважаемые дамы и господа,

Я благодарен вам за то, что вы прибыли в это воскресное утро, когда мы собрались, чтобы вспомнить о Второй мировой войне. Мы пришли на кладбище военнопленных III A, одно из самых больших кладбищ военнопленных Германии.

Своим присутствием вы продемонстрировали - мы все вместе это продемонстрировали - что уроки войны, а также события последних 65 лет не потеряли своего значение. Я рад, что моему призыву, высказанному от имени федерального правительства, последовало так много граждан.

Закончившаяся 65 лет тому назад война стала результатом охватившей весь мир деструктивного безумия, в основе которого лежала преступная германская политика расовой ненависти. В рамках нашего мероприятия невозможно оценить по достоинству все аспекты страдания и вины, связанные с этой проблемой.

Сегодня я и не пытаюсь это сделать. В качестве германо-российского координатора я выбрал это памятное место для сегодняшнего мероприятия, поскольку оно позволяет ощутить значительно сильнее, чем многие другие, порой более крупные и известные мемориалы, масштабы жертв войны.

Когда говорят о кладбище военнопленных III A в Лукенвальде, то речь идет не об абстрактном мемориале, и не о мифологизированном и героизированном месте. Это место страданий реальных молодых людей со всего света. Они попали в плен и во многих случаях погибли из-за невыносимых лагерных условий. Здесь они были похоронены. Большинство из них были советскими солдатами.

Об этом совершенно ясно сказал 25 лет тому назад в своей основополагающей речи Рихард фон Вейцзеккер: день окончания войны одновременно был днем освобождения для Германии. Поэтому в такой день следует признать историческое значение жертв, принесенных Советским Союзом во имя этой победы. Захоронение 4000 молодых людей из Советского Союза, лежащих в братской могиле в задней части кладбища, чьи имена нам по сегодняшний день в большинстве случаев не известны, дает возможность ощутить масштаб понесенных жертв.

Эти могилы представляют также примерно три миллиона советских солдат, умерших в немецком плену. Обращение с российскими военнопленными, две трети которых в плену не выжили, и сегодня должно наполнять нас стыдом. Тех же, кому удалось выжить, в Советском Союзе часто ждала такая же тяжелая участь. Родина не признавала принесенные ими жертвы. Также и советский мемориал - в отличие от итальягнского мемориала или французской мемориальной доски - был воздвигнут только через 15 лет после войны.

Надпись на советском мемориале не героизирует павших героев, но сообщает о перенесенных советскими гражданами страданиях. Это особенно трогательно с точки зрения наших сегодняшних перспектив.

Вместо того, чтобы абстрагироваться от отдельных людей и прославлять коллективное геройство, эта надпись обращает внимание на человеческую сущность и страдания отдельных людей. Мемориал в Лукенвальде приобретает для меня сегодня особое достоинство также и по этой причине.

Дамы и господа,
Кто-то из вас совершил экскурсию по хранилищу документов мемориального музея в Лукенвальде, другие также имеют возможность ознакомиться с документальными фактами или уже знают о них. Поэтому я не хотел бы снова на этом останавливаться.

Это кладбище стало общедоступным местом только с 1994-го года, после того как советские вооруженные силы перестали пользоваться этим лагерем. Я должен выразить свое уважение городским властям Лукенвальда за то, что они привели кладбище в порядок, превратив его в мемориал.

Проведя озеленение, позволившее представить в достойном виде и советскую часть кладбища, а также реставрировав мемориал и французский крест, Вы, госпожа бургомистр, посодействовали тому, что кладбище стало наглядной составляющей нашей истории и местом воспоминаний, поминовения и предупреждения для всех стран и всех участников

Мне кажется важным, что через 65 лет после окончания трагических событий, осознавая уроки нашего прошлого, мы продолжаем смотреть вперед. Простых лозунгов вроде «Война не должна повториться!» здесь явно не достаточно. Речь должна идти о глубинных причинах, приведших к войне. Они столь же разнообразны, как страны и конфликты. В случае Второй мировой войны ее корни всесторонне освещаются историками. Когда мы хотим найти этому объяснение и исследуем причины преступной политики Германии, мы вторгаемся в совершенно необозримую область.

Поэтому в качестве координатора межобщественного сотрудничества между Германией и Россией я хотел бы в этом месте остановиться только на одном, очень важном для меня обстоятельстве. Я хотел бы указать на значение вовлеченности граждан в жизнь любого общества. Потому что сущность любой диктатуры проявляется в подавлении участия граждан в жизни общества. Потому что любая диктатура должна бояться свободных и независимо мыслящих граждан. Таковых ко времени прихода к власти Гитлера в Германии было не так уж много, и нацистская диктатура с ними долго не церемонилась. Варварский курс приняли те, кто не могли с ним согласиться, но не могли ему противостоять.

Я могу с увренностью сказать, что такое плюралистическое общество, как наше, сегодня предлагает лучшие предпосылки для установления гражданами границ своему государству. Но мы постоянно призваны к тому, чтобы сверяться со своей совестью, и каждый раз вмешиваться там, где действия государства противоречат нашей совести. Если осознание этого станет для всех (в том числе для работников государственных структур) частью собственной культуры, мы можем надеяться на гуманное гражданское об